Анатомо физиологические особенности детей



ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей

1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Громаднейшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. В случае если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано лишь 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

Анатомо физиологические особенности детей

К рождению ребенка мозг относительно массы тела большой и образовывает: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем стремительнее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Анатомо физиологические особенности детей

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это разъясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и по окончании рождения. Обильное кровоснабжение мозга снабжает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Оттекание крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это формирует условия, содействующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при разных болезнях, чем и разъясняется более нередкое происхождение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных болезней.

Одновременно с этим вещество мозга весьма чувствительно к увеличению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора приводит к быстрому нарастанию дегенеративных трансформаций нервных клеток, а более долгое существование гипертензии обусловливает их атрофию и смерть. Это находит подтверждение у детей, каковые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Жёсткая мозговая оболочка у новорожденных относительно узкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных только узки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно громадны. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы значительно изменяется и состав головного мозга. Значительно уменьшается количество воды, возрастает содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться по окончании 3 лет жизни.

Темп повышения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Протяженность спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она возрастает пара медленнее, чем протяженность позвоночника, исходя из этого нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня исполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

Анатомо физиологические особенности детей

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

Сначала у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и только позже развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет ответственное практическое значение и говорит о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.


Анатомо физиологические особенности детей

Таблица 1. Средние сроки развития и вероятные границы моторных актов у детей первого года жизни

Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Развитие речи есть кроме этого продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.

Познание речи имеет громадное значение для организации действенной воспитательной работы с ребенком.

Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет темперамент реагирования, воздействующий на всю предстоящую жизнь и деятельность организма. Долгое время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась не хватает.

Но наблюдения говорят о том, что он имеет большое значение в формировании нервно-психического развития а также будущего поведения, предопределяя его на много лет.

Материнский уход за ребенком выясняется серьёзным звеном в верном социальном поведении его в будущем. Поведение и темперамент ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной мере определяется вниманием тех людей, каковые заботились за ним в раннем детстве. Дети, каковые воспитывались родителями, в большинстве случаев, более приспособлены к школьной жизни. В случае если же ребенка воспитывали бабушка либо дед, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей существенно хуже развиты координированные движения. Дети, каковые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, одновременно с этим у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

В зависимости от условий среды, воспитания и разных болезней у ребенка может задерживаться обычное развитие высшей нервной деятельности, исходя из этого доктор-педиатр должен давать рекомендации родителям по гармоничному воспитанию детей.

3. Семиотика поражений центральной нервной системы

Трансформации деятельности ЦНС смогут быть вызваны разными обстоятельствами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации разной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы разной этиологии, а также родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах кроме этого может привести к поражению ЦНС. Наконец, обстоятельством поражения ЦНС у детей смогут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, абсолютные рефлексы, количество спонтанных, пассивных и активных движений, и сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре нужно ориентироваться на определенную последовательность происхождения показателей нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с негативизмом. На фоне неспециализированного возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок делается капризным, кричит и плачет по любому предлогу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего желает. Просится на руки, заснуть не имеет возможности. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, возникновением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы смогут быть повышенными либо нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает маленькими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика негромкое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Понижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с большим трудом по окончании энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного тревоги с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Анатомо физиологические особенности детей

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубочайший сон, оглушенность. Ребенка растормошить нереально. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с большим трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание не сильный, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Трансформации деятельности ЦНС постоянно сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, исходя из этого появляются тахикардия, тахипноэ, возможно повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при серьёзных болезнях ни при каких обстоятельствах не исчерпывается лишь сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы постоянно выявляются и прогрессирующие расстройства крайне важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В следствии этих нарушений появляются нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса либо Биота), паралич дыхательного либо сосудодвигательного центров.

Исходя из этого прогрессирование нарушений сознания есть предвестником вероятных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

Статьи по теме