Что может повысить давление



В соответствии распоряжением правительства, с 2012-2013 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях РФ введен обязательный для визита курс Базы религиозных культур и светской этики для 4-5 классов.

Курс Базы религиозных культур и светской этики содержит 6 модулей:

  • Базы светской этики;
  • Базы мировых религиозных культур;
  • Базы православной культуры;
  • Базы исламской культуры;
  • Базы иудейской культуры;
  • Базы буддийской культуры.

В соответствии с распоряжениями Министерства образования, любой обучающийся должен изучать один из шести модулей, причем обучающимся (правильнее, их родителям) гарантируется свобода выбора.

В мытищинской школе, в которой обучается наша дочь, вольный выбор модуля решили не предоставлять, решив изучать лишь Базы православной культуры.

На родительском собрании нам заявили, что выбор модуля ОПК уже осуществлен, причем не в школе, а выше, и ничего сделать запрещено. Мы так не считали и не дали согласие с предложением просто не ходить на занятия, в случае если вас это так задевает. Мы написали достаточно твёрдое письмо, и с ним отправились сначала к директору — дабы дать школе шанс самой навести порядок, не обращаясь с жалобами в Минобр и прокуратуру.

Прочтите наше письмо, а после этого мы поведаем о том, что в итоге оказалось.

Директору МБОУ СОШ №10 г. Мытищи.

от. своих родителей ученицы 4Б класса.

На родительском собрании 5 сентября 2012 г. всем родителям была выдана для подписи официальная бумага следующего содержания:

Мы отметили в документе свое несогласие с принудительным выбором модуля Базы православной культуры, указав на желание обучать ребенка базам светской этики.

Пристально изучив официальное учебное пособие Базы православной культуры, написанное священником РПЦ А.В. Кураевым, мы убедились, что в нем общекультурные рассуждения и общепринятые этические нормы смешаны с навязыванием религиозной идеологии в миссионерском ключе (концепция первородного греха, всевышний как творец всего сущего, религия как база этики и т.п.). Сам Кураев именует подобную тактику агрессивным миссионерством: Агрессивное миссионерство — это просто впечатывание в чужой текст нужных мне смыслов. В книжке не выяснено понятие религиозная культура и вместо нее вводится религиозная теория, приводящая к подмене культуры вероучением.

Вне зависимости от личности преподавателя и его личного отношения к предмету, стилистика учебного пособия разрешает конкретно трактовать модуль Базы православной культуры как религиозную проповедь.

Вследствие этого, желаем официально известить Вас о своей позиции:

1. Мы считаем полностью недопустимым нарушение законных прав детей, происходящее в нашей школе, и требуем проведения полноценного опроса своих родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка лично. Многие родители привыкли пассивно принимать каждые предложения школьной администрации; фактически никто не видел заблаговременно учебного пособия; кто-то побоялся поссориться со школой и тем осложнить ребенку учебу; кто-то не может доказательно обосновать свою позицию — но по закону никто из своих родителей и не обязан ничего обосновывать, он просто должен иметь право свободного выбора.

2. Мы категорически возражаем против присутствия нашей дочери на уроках Баз православной культуры и настаиваем на выборе одного из религиозно неангажированных модулей — Базы светской этики либо Базы мировых религиозных культур.

Свою позицию мы обосновываем следующими юридическими и мировоззренческими обстоятельствами:

1. В соответствии с статье 28 Конституции РФ,

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать лично либо совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, вольно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и функционировать в соответствии с ними.

Это указывает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. Обязательность модуля Базы православной культуры в общеобразовательной школе есть неотёсанным нарушением данной статьи Конституции.

2. В соответствии с статье 14, пункт 2 Конституции РФ, Религиозные объединения отделены от страны и равны перед законом. На основании данной статьи Конституции, денежное и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе есть противозаконным, поскольку школа, практически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении.

3. В соответствии с статье 5 закона О свободе совести и о религиозных объединениях,

Никто не обязан информировать о своем отношении к религии и не имеет возможности подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию либо отказу от исповедания религии, к участию либо неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, и обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их своих родителей либо лиц, их заменяющих.

4. Мы уважительно относимся к религиозной вере любого совершеннолетнего человека, пришедшего к религии добровольно и осознанно. Но принудительное навязывание религиозного мировоззрения в младшей школе есть неотёсанным давлением на детскую психику и квалифицируется нами как сознательная попытка духовного насилия над несовершеннолетними. Церковное лобби сознательно воспротивилось введению светского курса Религии мира (написанного сотрудниками Университета истории РАН) в старшей школе, стремясь развернуть религиозную пропаганду в младшей. На наш взор, это красноречиво говорит об подлинных целях данного курса, не имеющего ничего общего с объективным освещением роли религии в жизни общества.

6. Согласно нашей точке зрения, кое-какие религиозные этические нормы (к примеру, очевидно присутствующие в учебном пособии концепции первородного греха, божественного вмешательства, религии как базы этики и т.п.) и тем более их искаженное воспроизведение в настоящих жизненных обстановках смогут принципиально расходиться с современной гуманистической этикой. Это способно повлечь за собой психологические травмы и помешать формированию способности ребенка к принятию независимых, важных решений, сузить его потенциал при поиске своего места в мире.

7. Мы систематично проводим занятия с детьми, направленные на освоение культурных достижений человечества, а также религиозных либо косвенно связанных с религией. В частности, мы пристально изучаем монументы, связанные с христианской культурой разных конфессий: православия, католичества, протестантизма. Мы уверены, что пристрастная церковная трактовка исторических событий и навязывание догматов одной из религий вместо трезвого анализа мешает адекватному изучению роли религиозных учений в людской истории.

8. Мы убеждены, что, не встретив законного отпора, религиозная догматика будет расширять свое присутствие в школе в форме креационизма и других антинаучных концепций, что приведет нашу образовательную систему к полной деградации и утрата конкурентоспособности в неизменно усложняющемся глобальном мире.

9. Мы думаем, что показное пренебрежение конституционными правами граждан в области свободы совести и вероисповедания неизбежно приведет к предстоящему росту правового нигилизма и противозаконного насилия из-за религии — религиозного экстремизма с одной стороны, и антирелигиозного вандализма с другой.

10. Согласно данным на февраль 2012 года в следствии апробации курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. обучающимися из 9980 школ было распознано, что громаднейшей популярностью у своих родителей пользуется модуль Базы светской этики — 42% (православие — 30%, базы мировых религиозных культур — 18%). Введение безальтернативного изучения модуля Базы православной культуры мы считаем не только нарушением закона, но и прямым лоббированием интересов РПЦ, не соответствующим настоящим предпочтениям россиян, сознательной попыткой исказить статистику запросов.

Что может повысить давление

Мы требуем проведения полноценного опроса своих родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка лично. В случае если случившееся в нашей школе массовое нарушение прав детей и их своих родителей не будет устранено, мы намерены оформить жалобу в надзорные органы Минобразования. В случае продолжения административного давления, имеющего целью принудить детей к посещению религиозных занятий при помощи лишения их своих родителей права выбора, мы обратимся в прокуратуру и суд.

Просим Вас дать письменный ответ на наше заявление в установленный законом срок.

Мы распечатали свое заявление в двух экземплярах и отправились к директору школы. Нам не потребовалось большое количество времени, дабы договориться об исправлении допущенной ошибки и проведении честного опроса точек зрения своих родителей. Не знаем, как на это повлиял состоявшийся незадолго до звонок с радиостанции Сити-FM, но взволнованность управления была заметна.

Потому, что представители СМИ и Минобра о наших договоренностях определили не сходу, сутки для школы выдался горячим. Вечером директор позвонила уже достаточно расстроенная и сердитая: Для чего вы разместили письмо в интернете, разве запрещено было договориться без лишнего шума. С одной стороны, обида школьного управления понятна — начало учебного года, забот полон рот — а доставленная нами нервотрепка эйфории не добавила. С другой, мы действовали в соответствии с информацией, которую сама же школа нам и сказала — так как обратиться с просьбой о помощи мы были вынуждены по окончании того, как нам повторно (уже по окончании родительского собрания) заявили, что решение о выборе ОПК было якобы спущено сверху, а не принято на уровне школы.



Мы дополнили наш пост в ЖЖ просьбой не оказывать дополнительного давления на управление школы, разрешить спокойно выправить обстановку. Всем, кто отправится по нашим стопам, направляться иметь в виду — журналисты являются нашими союзниками и обычно самым сильным рычагом влияния, но, подарив СМИ информационный предлог, вы быстро утратите контроль над обстановкой.

Через несколько дней всем родителям 4-классников были розданы листки, предлагающие выбрать модуль (из трех предоставленных), и вдобавок через 10 дней были подведены итоги опроса. Очевидно, учитывая предысторию, опытные социологи не признали бы нашу статистику точной. Однако, кроме того в ситуации искусственно сформированного перекоса, неспециализированный вывод очевиден: принудительное назначение модуля ОПК противоречило волеизъявлению бОльшей части своих родителей (для справки ниже приведена статистика в целом по стране, и по Москве и С.-Петербургу).

Для нас итог голосования был частично неожиданным — так как конкретно на родительском собрании, с которого началась эта история, не считая нас против произвола не выступил ни один родитель! Итог вселяет некоторый оптимизм — не нужно опасаться оказаться изгоем, наше общество пока еще более здорово, чем пробуют представить служители религиозных культов. Но вот бороться за свои законные права нас практически отучили.

Не следует соглашаться на противозаконные компромиссы, наиболее очевидным из которых есть попытка кулуарно договориться в стиле ваш ребенок может просто не ходить на эти занятия.

1. Ваша настоящая сила — следование законам нашего, пока еще светского, страны. Ступив на тропу бесправия, вы становитесь соучастником правонарушения, и вами уже возможно манипулировать;

2. Ваш ребенок обязательно почувствует враждебность одноклассников, вынужденных париться на богословских занятиях, пока их товарищ отдыхает;

3. Необходимо помнить, что страдает не только ваш ребенок, которого вы имеете возможность обезопасисть лично, но и дети своих родителей, у которых не хватает опыта для осознания неприятности либо сил для сопротивления административному давлению;

4. В школе неизменно весьма сильна инерционность — выбор этого года точно будет транслирован на последующие годы, а для новых недовольных задача значительно усложнится — появится аргумент уже не первый год так работаем, и все довольны, для вас одного мы не можем перевернуть целый учебный процесс.

5. Подковерные договоренности остаются вне официальной статистики и тем самым дают церковникам желанные возможности для манипуляций, которыми они неизменно с радостью пользуются.

6. Публичное пресечение противозаконных действий формирует серьёзные прецеденты, помогающие преодолеть бесправие в других подобных обстановках. Нарушающие закон не опасаются частных исключений, но весьма не обожают публичности.

В школе соседнего с Мытищами города Королёв модуль ОПК был кроме этого назначен принудительно, а родители, желающие избежать религиозной пропаганды, должны были дать справку о том, что ребенок посещает другие курсы — другими словами решать проблему школы за свой счет!

В одной из столичных школ модуль ОПК был якобы выбран большинством голосов своих родителей, и под этим предлогом модуль был заявлен обязательным для всех, вне зависимости от желания своих родителей.

Что может повысить давление

Очевидно, эти формы принуждения так же незаконны, как и наша. Никто не вправе принуждать вашего ребенка к изучению религии.

1. Напишите заявление на имя директора. Наше письмо возможно брать за пример, но его стоит подсушить и сократить (убрав эмоциональные оценки, нужные при дискуссии в сети, но излишние в формальной жалобе);

2. Распечатайте заявление в двух экземплярах и отнесите в школу;

3. Официально зарегистрируйте факт передачи заявления в секретариате, покиньте у себя второй экземпляр заявления с отметкой о регистрации;

4. Добивайтесь письменного отказа удовлетворить ваше право на выбор;

5. С этим отказом обращайтесь в надзорные органы Минобра и прокуратуру. В случае если школа намеренно затягивает с ответом, заявление в вышестоящие инстанции возможно подавать и просто по факту нарушения, не ждя комментариев школьного руководства.

Вполне возможно, школьное руководство не избежит выговора — в последних числах Сентября на общероссийском заседании с главами органов сферы образования в регионах глава минобразования и науки Ливанов объявил, что добровольность выбора одного из модулей есть принципиальным вопросом. Минобразования начнёт осуществлять диагностику жалоб своих родителей обучающихся, которым навязывают выбор того либо иного модуля.

Основной аргумент школы — у нас нет средств на обеспечение преподавания нескольких модулей. Для любого учебного заведения введение нескольких дисциплин вместо одной — очевидное усложнение и без того лишнего предмета обязательной программы. Требуется поделить детей на группы, обеспечить их аудиториями, преподавателями и учебными пособиями.

Аргументы школы опираются на настоящую проблему, но это не ставит их выше ваших законных прав. К тому же, на данный аргумент имеется в полной мере логичный ответ — если вы имеете возможность преподавать лишь один модуль, вводите Базы светской этики — он единственный из всех не нарушает конституционных прав граждан, потому, что не содержит ни религиозной, ни атеистической пропаганды, и против него в большинстве случаев не возражает никто из своих родителей. Модуль Базы мировых религиозных культур думается нам кроме того более занимательным и нужным, но может встретить возражения со стороны верующих своих родителей, опасающихся бесовских сказок своих религиозных соперников. В случае если на светский компромисс школа не соглашается и навязывает модуль религиозный — потребуйте права на выбор модуля лично для вашего ребенка.

Одной из наиболее значимых неприятностей остается уровень качества учебных пособий (ну и уровень подготовки преподавателей). В нашей школе выбор Баз православной культуры растолковали еще и тем, что данный учебник ясно написан, в отличие от мутного книжки по Базам светской этики. Не нужно забывать, что образованные церковнослужители довольно часто владеют русским языком и способами доступного изложения лучше, чем светские методисты. Ясно, что из двух зол — методическая невнятность и религиозная пропаганда приходится выбирать первое. Но значительно лучше — организовать кампанию в поддержку написания вправду сильных книжек по Базам светской этики и Базам мировых религиозных культур. Разумеется, что по-настоящему нужное учебное пособие по этике и истории религий возможно адресовано лишь старшеклассникам, а пропаганда церковников обращена на младшие классы как раз вследствие того что целью ставится промывка мозгов, а не познание. Но потому, что объективная обстановка на данный момент как раз такова, необходимо совершенствовать способы увлекательного научного изложения вопросов этики и религиоведения для потребностей 4-5 классов.

Кто виноват в том, что вашего ребенка принуждают посещать религиозные занятия?

Первоначально школьное управление сослалось на некое решение, принятое на региональном уровне. Но на очной встрече с директором версия о приказе сверху была дезавуирована. Вправду, никаких письменных указаний для того чтобы рода нам предъявлено не было. Однако, сообщения СМИ и уклончивые реплики преподавателей и государственныхы служащих не оставляют сомнения в наличии административного давления — в форме настоятельных рекомендаций и однобокой подготовке преподавателей к преподаванию нового предмета.

Школам рекомендуют вводить модуль ОПК по умолчанию — а там как кривая вывезет. Ясно, чем церковников и их лоббистов завлекает данный жульнический метод повысить процент выбравших православие:

Итак, яркое решение принимает сама школа — и именно на этом уровне вы должны высказывать свое несогласие и добиваться соблюдения ваших законных прав. Одновременно с этим, обстоятельства появившегося напряжения, очевидно, лежат вне учебного заведения. Подробный анализ ситуации неизбежно увлечет нас в политические дебри, но пара слов, пожалуй, сказать стоит.

Введению курса Базы религиозных культур и светской этики предшествовало продолжительное обсуждение правомерности религиозного обучения в светской школе. На наш взор, распространение религии в школе антиконституционно. На основании статьи 14, пункт 2 Конституции РФ (Религиозные объединения отделены от страны и равны перед законом), денежное и организационное обеспечение распространения религиозных воззрений в общеобразовательной школе есть противозаконным, поскольку школа, практически, выступает в роли миссионерской организации на государственном обеспечении. Исходя из этого уже само наличие в школе религиозно ангажированных предметов, кроме того при условии обеспечения свободы выбора, есть незаконным.

Но практической пользы для своих родителей это знание не имеет. Курс на поддержку религиозности (в первую очередь в форме пропаганды православия и тесного сотрудничества с РПЦ) сознательно выбран на наибольшем государственном уровне. Свидетельствует ли это неизбежность изучения закона божьего для вашего ребенка? Нет, пока не свидетельствует.

В соответствии с статье 28 Конституции РФ,

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать лично либо совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, вольно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и функционировать в соответствии с ними.

Это указывает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. На эту статью Конституции пока не покушаются ни госслужащие, ни кроме того церковники, так что для вас она есть единственной важной опорой.

Руководящие структуры Министерства образования и функционеры РПЦ вынуждены непрерывно лгать, именуя религиозные модули культурологическими, направленными якобы не на пропаганду религии, а только на изучение религиозной культуры. Демагогичность аналогичных утверждений легко доказывается анализом учебных пособий и не меньше ярко видна при изучении заявлений и рекомендаций РПЦ, адресованных госслужащим от образования.

К примеру, в органы управления образованием Столичной области поступило письмо из отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (причем поступило как приложение к письму областного Министерства образования и вывешено на официальных сайтах органов управления образованием!). В этом письме, например, недвусмысленно сказано:

Комплексный учебный курс Базы религиозных культур и светской этики включает шесть учебных предметов (модулей). Четыре из них посвящены старейшим духовным традициям: христианству, исламу, буддизму и иудаизму. Два предмета — атеистические (безрелигиозные): светская этика и религиоведение.

Так, РПЦ не скрывает своего подлинного отношения к данному курсу — религиоведение, другими словами сравнительное изучение религий как культурного феномена, для них есть безрелигиозным а также атеистическим предметом, в популяризации которого церковь полностью не заинтересована. Изучение баз православной культуры, напротив, является предметом религиозным — и в этом мы всецело согласны с мнением отдела религиозного образования и катехизации.

По большому счету же, для РПЦ целый курс Базы религиозных культур и светской этики — вынужденный паллиатив. Оставаясь в рамках принятой госстратегии (не предусматривающей пока формального пересмотра Конституции и введения полноценного закона божьего), церковное лобби давит в двух направлениях:

  • Сделать изучение баз православия обязательным для всех школьников, прежде всего за счет дискредитации атеистических модулей Базы светской этики и Базы мировых религиозных культур (ответственным инструментом таковой дискредитации помогает подтасовка статистических информации о предпочтениях населения);
  • Распространить религиозные занятия с 1-го по 11-й класс (по часу ОПК в течение 11 лет — это больше, чем полный курс физики).

На данном этапе, пропаганда религии преследует цель статистического влияния на школьников, а не поголовного принуждения — ответствен процентный охват, а не отдельная личность ребенка. Официальным чиновничьим структурам публичные дискуссии неприятности совсем не необходимы, они стараются не обострять противостояние и внедрять религиозные модули как возможно мягче, не приводя к жёсткому своих родителей. Исходя из этого личная защита от религиозной проповеди не только всецело легитимна, но и в полной мере возможно действенна.

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не неисправима. Безрадостна она вследствие того что для церкви промывание мозгов детям — это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и мешающих духовному насилию над несовершеннолетними, кроме того победа — только сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального соперника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров большое количество свободного времени, и религия для них основная отрада. А вы должны получать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не желаете становиться опытным борцом-революционером. Но борьбу за души своих детей вам все равно нужно будет вести, и лучше делать это нормально, но упорно. Так же, как систематично убирать грязь из собственной квартиры — не смотря на то, что в нее опять налетит каждый мусор. Если вы не окажете сопротивления сейчас, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильственную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем в полной мере по силам.

Статья размещена на сайте [Оригинал статьи ]

Статьи по теме